Сколько стоит пропаганда в донецких медиа. Газеты

Сколько стоит пропаганда в донецких медиа. Газеты

Донецкие чиновники на каждой пресс-конференции жалуются, что экономическая ситуация в стране ухудшается. Об этом говорят и цифры бюджетов.

Например, с учетом последних изменений в бюджете города Донецка 25 декабря 2013 года депутаты установили общий объем доходов городского бюджета на 2013 год в сумме 4 млрд. 202 млн. 449 тыс. грн. При этом, общий объем расходов городского бюджета на 2013 год утвержден в сумме 4 млрд. 323 млн. 718 тыс. грн.

Выходит, что разница между доходами и расходами в городском бюджете составляет порядка 100 млн. грн. со знаком минус.

Затраты на ремонт фасадов, дорог, открытие новых парков в центре Донецка, на выплату зароботной платы бюджетникам кажутся космическими и непостижимыми с точки зрения рядового обывателя или бизнесмена средней руки.

При этом, чиновники говорят о необходимой экономии, о «затягивании» поясов, о том, что необходимы изменения. Но все это в их руках и если они захотят, изменения наступят мгновенно - достаточно присмотреться к бюджетам области и городов более пристально, ведь ни о какой экономии и изменениях речь, судя по цифрам бюджетов, не идет.

Но говорить и делать - это два разных процесса.

Говорят чиновники, в основном, по телевизору, в газетах, и в интернете.

Их речь рассчитана на массового потребителя, а средства информации (газеты и ТВ) - инструменты чиновников для распространения собственных тезисов.

Для такого распространения в бюджетах всех уровней предусмотрены специальные статьи расходов, которые так и называются «средства массовой информации». 

В рамках этого пункта бюджета чиновники заказывают рекламные фильмы о себе и о той территории, которой они управляют, рекламные статьи с качественными фотографиями, призванные доказать обществу, что работа государственного служащего эффективна и полезна для граждан.

Открываются даже целые компании, деятельность которых посвящена исключительно созданию рассказов о чиновниках - это коммунальные предприятия.

Коммунальные средства массовой информации - это газеты, телеканалы, радиостанции, учредителями которых являются органы власти.

Коммунальные предприятия - это организации, учредителем которых является орган власти. Задача такого предприятия - обслуживание газет и телерадиокомпании, создание текстов, фото и видео-материалов. Их работа оплачивается из бюджета. 

Как показывает практика, в материалах, которые создают коммунальные СМИ, читатели не найдут информации о результатах торгов, расходах бюджета (в доступной и понятной форме), материальном состоянии чиновников.

В лучшем случае, все что напишут коммунальные газеты о бюджете - это будет огромная таблица мелким шрифтом без пояснений, а трактовка этой таблица займет пару абзацев в исполнении действующего мэра.

Естественно, мэр не коснется в своем комментарии проблем и невыгодных для себя аспектов бюджета, да и не только бюджета.

На страницах частных СМИ, которые заключают договора с органами власти на освещение работы чиновников, читатель не обнаружит отметок о том, что данная информация оплачена из бюджета и носит рекламный характер.

Практика замалчивания источников финансирования подобных текстов может ввести читателя в заблуждение, что текст написан журналистом, а не рекламной службой.

По мнению ряда экспертов, которое разделяет и руководитель общественной организации «Альянс» Светлана Закревская, на сегодняшний день цель чиновников, которые наняты обществом для того, чтобы распоряжаться деньгами этого общества - не предоставить объективную, полную информацию о том или ином явлении или событии, а за счет бюджета улучшить собственный имидж, выставить себя в лучшем свете, при этом, по возможности унизить врага (в данном случае политических оппонентов), используя язык вражды.

Не является ли все это признаками пропаганды?

На видео: интервью Риммы Филь и Светланы Закревской

В информационном пространстве Донецкой области превалирует информация о правящей Партии регионов. В этом можно убедиться изучив публикации в тех газетах, которые принадлежат власти - Донецкой областной государственной администрации и Донецком областному совету. 

За последние 5 месяцев газеты «Донеччина», «Жизнь», «Муниципальная газета» прямо упоминают Партию регионов в положительном контексте почти 20 раз, при этом партии оппозиции упоминаются лишь единожды и то с негативными комментариями.

Не секрет, что Партия регионов и власть в Донецкой области - это одно и то же понятие. Председатель Донецкой областной государственной администрации Андрей Шишацкий является и председателем Донецкой областной организации Партии регионов.

Городской голова Донецка Александр Лукьянченко исполняет функции председателя Донецкой городской организации Партии регионов.

Где грань между чиновником Шишацким и политиком Шишацким - неизвестно и об этом «Донецкая правда» писала в своем материале «Андрей Шишацкий. Итоги. 2 года».

По сути, Партия регионов распоряжается бюджетами всех уровней в области, а это значит, что и затраты, которые осуществляются по статье «Средства массовой информации», определяют «регионалы».

Если мы говорим о пропаганде, то кому как не членам какой угодно партии выгодны подобные тепличные условия? Если следовать этой логике, то Партия регионов установила монополию на пропаганду в Донецкой области. А если мы говорим о пропаганде, то здесь неизбежны манипуляции. Понимают ли граждане, что ими манипулируют за их же счет? Понятно ли обществу, что пропаганда лишь усиливает стереотипы и действия чиновников и депутатов, определяющих цели миллионных трат по статье «средства массовой информации», не несут в себе позитивного заряда для демократии, укрепления свободы слова и гражданского общества?

Доступ к коммунальным СМИ не равен - не все партии, общественные организации имеют возможность заявить о себе на страницах газет и в эфирах местного ТВ (в том числе коммерческого).

Начальник управления информационной политики и по вопросам прессы Донецкой областной государственной администрации Римма Филь утверждает, что ее ведомство не цензурирует материалы в коммунальных СМИ накануне выхода в печать и не вмешивается в редакционную политику.

Но почему получается так, что в местных коммунальных и частных СМИ, которые финансируются из бюджета области,часто наблюдается  нарушение балланса мнений в сторону преувеличения мнения политиков правящего большинства?

Пример - телеканал ЮНИОН, который несколько раз получал из бюджета области средства на освещение деятельности власти, традиционно весьма лоялен к представителям Партии регионов (об этом читайте в следующих частях материала). Руководитель и собственник телеканала - депутат облсовета, член Партии регионов Наталья Захарченко.

На протяжении недели после начала Евромайдана телеканал ежедневно транслировал программу «С глазу на глаз» и ни разу не пригласил в прямой эфир участников Евромайдана, отдавая предпочтение исключительно представителям власти.

Гости программы «С глазу на глаз» на телеканале «ЮНИОН»:
20 декабря - народный депутат Валентин Ландык (Партия регионов)
19 декабря - кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики Андрей Маловичко и кандидат экономических наук, заведующей кафедрой экономики предприятия Игорь Должанский (хвалил Виктора Януковича в прямом эфире)
18 декабря - доктор медицинских наук, помощник нардепа-регионала Бахтеевой Александр Герасименко, председатель профкома студентов медуниверситета Александр Желяев, зампред студенческого парламента при Донецком облсовете  Евгений Лобенко.
17 декабря - городские головы Димитрова, Угледара и голова Старобешевской райогосадминистрации (все члены ПР)
13 декабря - народный депутат Украины, член ПР Александр Бобков, зампред Донецкого областного совета Александр Кравцов (ПР), руководитель фракции ПР в облсовете Николай Загоруйко
12 декабря - мэр Мариуполя Юрий Хотлубей (ПР)
11 декабря - депутат Донецкого облсовета Геннадий Ткаченко (ПР), доктор экономических наук Александр Кендюхов, доктор экономических наук Юрий Макогон
10 декабря - депутат Верховной Рады Анатолий Близнюк (Партия регионов)
9 декабря - секретарь Донецкого облсовета Сергей Богачев (ПР), член политчиеской партии «Русский Блок» Сергей Барышников
6 декабря - депутат Донецкого горсовета, член ПР Татьяна Жукова
5 декабря - начальник упарвления по взаимодействию с правоохранительными органами ДонОГА Андрей Кирша, депутаты облсовета Ирина Попова (КПУ) и Роман Коваленко (ПР)
4 декабря - заместитель председателя Донецкого облсовета Александр Кравцов (ПР), секретарь Донецкого горсовета Сергей Богачев (ПР), представитель движения ветеранов Афганистана Олег Игольников
3 декабря - председатель Донецкой областной государственной администрации, председатель Донецкой областной организации Партии регионов Андрей Шишацкий

Проблемы местной политики отсутствуют в коммунальной прессе в межвыборный период - газетчики не дают места оппонентам действующих чиновников. Филь утверждает, что ее управление готовит специальные дайджесты для рассылки в газеты мелких городов Донецкой области. Якобы, чтобы помочь газетам с получением информации. При этом Филь утверждает, что публикация новостей из этого дайджеста не является обязательной в СМИ, финансируемых областным бюджетом.

Как показывает практика, максимальная критика, которая возможна в местной прессе - это проблемы ЖКХ или драки с контролерами в троллейбусах, но при этом читатель никогда не увидит критики в адрес конкретного чиновника, тем более такого уровня как губернатор или спикер облсовета.

Критикуют нечто глобальное - плохие дороги, плохую медицину или исполнителей.  В качестве примера можно привести текст из газеты «Вечерний Донецк» от 28 декабря 2013 года « Памятники коррупции». Текст подается в разделе «Точка зрения». Автор описывает построенные в разное время здания. Это кафе «Ракушка» на Набережной, магазин на трамвайной остановке «Академическая», ресторан «Панорама» на проспекте Ильича, надстройка на здании по улице Постышева 127, где когда то находился пресс-центр «Восток медиа»: «Все эти архитектурные изыски в народе называют памятниками коррупции, справедливо полагая, что разрешения на их строительство чиновники давали не за красивые глаза или особые заслуги перед городом».

Автор не называет ни владельцев перечисленных учреждений, ни названия ведомств, которые выдают разрешения на строительство, ни фамилии чиновников, которые виноваты в происходящем.

Если провести аналогию, то коммунальная пресса в Донецкой области давно превратилась в зеркало для власти, где чиновники видят то, что хотят видеть, забывая при этом, что смотрятся в кривое зеркало.

При этом сама Римма Филь согласна с тем, что пришло время отказываться органам власти от содержания собственных газет.

Светлана Закревская согласна с тезисом, что чиновникам противно слышать о своей неэффективности, о промахах в экономической политике, об ошибках.

Коммунальная пресса успешно «исправляет» все эти ошибки, игнорируя их и подгоняет нужную информацию до выгодной кондиции.

Работники коммунальных СМИ говорят, что их заказчик - власть, поэтому они предоставляют выгодную информацию о власти. Но на самом деле, это не так - их заказчик общество, которое поручило власти текущее управление. Но проблемы общества часто игнорируются коммунальными СМИ региона.

Данная проблема не новая - это хорошие традиции коммунальных медиа. Точно также как и распределение бюджетных средств по статье «средства массовой информации» это не изобретение нынешних губернатора или мэра Донецка.

Данная статья расходов в бюджетах всех уровней учитывалась и во времена, когда у власти была другая политическая команда. Вопрос в другом - не пора ли взглянуть на эффективность трат бюджетных средств по данной статьей расходов и оценить возможности для усовершенствования качества подаваемого контента, создания более полезной информации для общества?

Возможно, пора принять практику раздачи грантов для всех СМИ независимо от формы собственности и грант получат те редакции, которые представят наиболее конкурентный проект? Однако, здесь есть одна проблема - это экспертный совет людей, которые будут принимать окончательное решение относительно раздачи грантов - возможны конфликты интересов и лоббирование исключительно тех редакций, которые проявляют лояльность к власти или действующем мэру/губернатору.

По состоянию на 1 января 2012 в Донецкой области зарегистрировано 1450 печатных средств массовой информации местной сферы распространения.

Из них:  газет - 1205; журналов - 189; дайджестов, альманахов, бюллетеней, календарей - 56.

В Донецкой области зарегистрировано 60 газет , учредителями (соучредителями) которых являются местные органы власти. Из них регулярно выходят 44 газеты. Общий разовый тираж изданий, учредителями которых являются местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления составляет более 275 тыс. экземпляров.

Среди основных газет, которые издаются за деньги бюджетов: областные «Жизнь», «Донеччина», «Вести Донбасса», донецкая городская «Муниципальная газета».

Интересно, что в небольшой Макеевке, в отличие от милионного Донецка с одной коммунальной газетой, за счет налогоплательщиков выходит три издания - «Вечерняя Макеевка», «Вестник Макеевки», «Макеевский рабочий».

Кроме того, из бюджета Макеевки регулярно выделяются средства на покупку эфирного времени на телеканале «Юнион» (читайте об этом в следующих частях нашего расследования в январе).

Также еженедельно на территории Донецкой области выходят за счет местных бюджетов: «Авдеевский вестник» (Авдеевка), «Вести» (Славянск), «Вечерняя Горловка» (Горловка),  «Вісті Олександрівщини» (Александровский район), «Вперед» (Артемовск), «Горняк» (Торез), «Дзержинский шахтер» (Дзержинск), «Докучаевец» (Докучаевск), «Докучаевские новости» (Докучаевск), «Дружковский рабочий» (Дружковка), «Енакиевский рабочий» (Енакиево), «Заря Приазовья» (Володарский район), «Знамя Победы» (Шахтерск), «Зоря» (Красный Лиман), «Краматорская правда» (Краматорск), «Луч-информ» (Амвросиевский район), «Мар'їнська нива» (Марьинский район), «Маяк» (Красноармейск), «Наша зоря» (Селидово), «Наше слово» (Волновахский район), «Наши горизонты» (Кировское), «Новая жизнь» (Старобешевский район), «Новая нива» (Тельмановский район), «Новий шлях» (Добропольский район), «Региональные вести» (Новогродовка), «Родина» (Харцызск), «Родное Приазовье» (Новоазовский район), «Родной город» (Димитров), «Сельская  новь» (Першотравневый район), «Сельский край» (Великоновоселковский район), «Снежнянская жизнь» (Снежное), «Трибуна» (Дебальцево), «Ясиноватская газета» (Ясиноватая), «Ясиноватская нива» (Ясиноватский район).

У крупного портового города Мариуполя нет своей коммунальной газеты.

Наиболее рейтинговые и влиятельные коммерческие и коммунальные газеты Донецкой области издаются в городе Донецк (смотрите ифнографику).

14 марта 2013 года председатель Донецкой областной государственной администрации Андрей Шишацкий издал распоряжение «О направлениях использования в 2013 году средств областного бюджета на исполнение мероприятий по развитию информационного пространства».

Всего на «информационное пространство» запланировано потратить 4 млн. 968 тыс. грн., в том числе из областного бюджета - 3 млн. 778 тыс. грн., из бюджетов городов и районов области - 1 млн. 190 тыс. грн.

Так, согласно распоряжения, 1 млн. 375 тысяч гривен получает коммунальное предприятие «Региональная телерадиокомпания «Регион-Донбасс» на обеспечение финансовой поддержки и техническое переоснащение.

1 млн. 190 тысяч гривен бюджетных средств тратится на централизованное обеспечение коммунальных газет области («Донеччина», «Жизнь», «Вести Донбасса») бумагой.

По 100 тысяч гривен на обеспечение финансовой деятельности получают газеты «Донеччина», «Жизнь», «Вести Донбасса».

462 тысячи гривен получило Донецкое областной отделение поисково-издательского агентства «Книга памяти Украины» на обеспечение финансирования книгоиздательсткой деятельности.
100 тысяч гривен получат неизвестные авторы на издание неизвестной литературы.

1 млн. грн. губернатор отдал на «освещение деятельности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленных на реализацию Программы экономического и социального развития области».

Деньги получает управление информационной политики и по вопросам прессы администрации (Римма Филь) и затем распределяет их среди редакций на освещение различных мероприятий, в том числе, с участием губернатора.

Подобная практика существовала в области всегда.

Часто между Донецкой областной государственной администрацией и Донецким областным советом именно по этой линии происходят конфликты, а если точнее  - между заместителем председателя Донецкого областного совета Александр Кравцовым и управлением Риммы Филь.

Кравцов курирует работу всех коммунальных предприятий области, в том числе тех, которые издают газеты и готовят видео-продукты. Именно Кравцов является ключевым звеном в утверждении бюджетов газет и ТРК. В итоге, отчеты коммунальные редакции приносят Кравцову, а политическую ответственность за работу этих предприятий несет Филь.

Согласно все того же распоряжения губернатора № 114 в 2013 году 95 тысяч грн. налогоплательщики отдали на организацию пресс-туров журналистов в Донецкую область.

50 тысяч грн. на проведение организационной работы по подготовке и участию в специализированных выставочных мероприятиях.

150 тысяч грн. на изготовление сувенирной продукции. И еще 40 тысяч гривен получил журнал «Донбасс», который принадлежит местному союзу писателей и редакция с большими трудностями смогла выпустить всего 1 номер в 2013 году.

На проведение конкурса «Хрустальное сердце» - это имиджевый проект губернатора, выделяется 190 тысяч гривен.

На протяжении 2013 года статья расходов на деятельность управления  информационной политики и по вопросам прессы администрации в бюджете Донецкой области несколько раз изменялась в сторону увеличения, но в конце года финансирование сократилось на несколько десятков тысяч гривен.

Отметим, что статья расходов «средства массовой информации» включает в себя пункты: «телевидение и радиовещание» (по данному подпункту финансируется коммунальное предприятие «ТРК «Регион-Донбасс»), периодические издания (по данному подпукнту финансируются газеты «Жизнь», «Донеччина» и «Вести Донбасса») и книгоиздание.

Основной массив трат приходится на пункт «Программа стабилизации и социально-экономического развития территории» - его размер в течении года постоянно изменялся (смотрите инфографику).

Добавим, что именно в рамках данного пункта «Новости Донбасса» заключили договор на 15 тысяч гривен с Донецкой областной государственной администрации на производство материалов с иллюстрациями (инфографик), которые были опубликованы на сайте с соответствующей маркировкой. Аналогично деньги из этого пункта бюджета распределяются между другими редакциями.

У Донецкого городского совета затраты по статье расходов «средства массовой информации» немного скромнее, но превышают 1 млн. грн. в 2013 году.

Если областной совет и администрация по статье расходов бюджета «Программа стабилизации и социально-экономического развития территорий» тратят деньги на СМИ, то горсовет тратит эти деньги на Программу выставочной деятельности на 2013 год. В основном фонде бюджета города на эти цели предусмотрено 519 тысяч гривен.

На свои СМИ городской совет тратит ровно те деньги, которые предусмотрены бюджетным пунктом «средства массовой информации».

«Голос» мэра Донецка «Муниципальная газета» через коммунальное предприятие «Редакция газеты «Наш дом плюс» получил из бюджета в 2013 году 516 тысяч гривен с формулировкой «содействие широкому информированию населения о деятельности городского совета, общественно-политических и экономических процессах».

Радио-голос горсовета «Донецкое радио» с формулировкой «обеспечение информированности населения о деятельности местных органов власти, путем содействия деятельности радиовещания» получил 229 тысяч гривен из бюджета. Правда, в этом году это был последний транш - с 2014 года радио закрывается.

Если сравнивать с началом года, то затраты по пункту «СМИ» уменьшились от запланированных. Это связано с отказом горсовета развивать собственный телеканал «Новый город» и выходом из состава учредителей общества с ограниченной ответственностью «Би-Ти-Ви-компани», которое владеет лицензией на теле-вещание на территории Донецка и осуществляло трансляцию под логотипом «Новый город».

В 2013 году налогоплательщикам Донецка «Новый город» обошелся в 671 тысячу гривен.

Может показаться, что в 2014 году у Донецкого горсовета не будет трат на телевидение и радиовещание потому что депутаты отказались от «Нового города» и от «Донецкого радио». Но им на смену, вероятнее всего, придет коммунальное предприятие «Донецкий городской центр информирования населения», ведь статью расходов из бюджета не вычеркнешь?!

«Донецкая правда» расскажет в следующей части статьи в январе об этом центре, телеканале, потраченных бюджетных средствах, о 10-летней истории «Донецкого радио» и о тратах областных властей на собственную теле-студию.

В данной таблице отображены цифры бюджета горсовета основного фонда, без учета спецфонда

Подводя итог первой части серии "Сколько стоит пропаганда..." необходимо сказать о том, что, и Филь и Закревская правы каждая по своему. Филь права в том, что государству необходимо отказаться от коммунальных СМИ, но не отказываться от проведения собственной информационной политики с целью информирования граждан. Но здесь возникают вопросы о качестве этой политики и, что самое главное, о самоцензуре редакций, которая появляется сразу же после получения транша бюджетных средств и страхе менеджеров потерять источник доходов, что превращает любое издание в листок пропаганды. Права и Закревская - ее совет - развернуть государству образовательную кампанию для журналистов коммунальных СМИ целью которой стали бы борьба с самоцензурой и повышение качества работы.

Читайте продолжение: "Сколько стоит пропаганда на донецком телевидении" (кому принадлежат донецкие ТВ каналы) на следующей неделе.

Проект "Донецкая правда" выходит при поддержке фонда "Відродження"
 

0

Image and video hosting by TinyPic
ДАЙДЖЕСТ
19:10
Критиковать «ДНР» может только Захарченко – обзор «карманной» прессы
12:40
«ДНР печатная». Обзор «республиканской» прессы за 22 – 28 февраля ФОТО
09:36
«ДНР печатная». Обзор «республиканской» прессы за 15 – 21 февраля ФОТО
23:13
«ДНР печатная». Обзор «республиканской» прессы за 8 – 14 февраля ФОТО
16:54
«ДНР печатная». Обзор «республиканской» прессы за 1 – 7 февраля ФОТО
06:32
«ДНР печатная». Обзор «республиканской» прессы за 25 – 31 января ФОТО
18:25
"ДНР печатная". Обзор "республиканской" прессы за 18 – 24 января ФОТО
22:30
"ДНР печатная". Обзор "республиканской" прессы за 6 – 17 января ФОТО
20:03
«ДНР печатная». Обзор «республиканской» прессы за 28 декабря – 3 января ФОТО
16:33
"ДНР печатная". Обзор "республиканской" прессы за 21 – 27 декабря ФОТО
12:42
"ДНР печатная". Обзор "республиканской" прессы за 14 – 20 декабря ФОТО
11:20
"ДНР печатная". Обзор "республиканской" прессы за 7 – 13 декабря ФОТО
17:43
"ДНР печатная". Обзор "республиканской" прессы за 30 ноября – 6 декабря ФОТО
14:23
"ДНР печатная". Обзор "республиканской" прессы за 23 – 29 ноября ФОТО
13:10
"ДНР печатная". Обзор "республиканской" прессы за 9 – 15 ноября ФОТО